Tag Archive for Маркетинг

Интернет магазин отопительного оборудования в сайтах дня на I.UA

Интернет магазин отопительного оборудования в сайтах дня на I.UAПару дней назад (вторник) вполне случайно обнаружил, что сайт интернет магазина отопительного оборудования «Бульк» попал на главную страницу портала I.UA в блок «Сайты дня».

Около года назад (вроде так) мы хотели туда разместить сайт одного проекта, но нам объяснили, что туда сайты попадают случайно. В общем это не реклама. Однажды туда совершенно случайно попал сайт одного из клиентов. Закончилось тем, что клиент долго пытался нас заставить разместить там его сайт повторно и упорно не верил, что это не реклама и что это не мы и все такое. Посещаемость клиента шагнула за пол тысячи переходов (или хостов, точно не знаю, что там считается).

Мне всегда было интересно, на сколько, это эффективно. Теперь у меня есть возможность проверить это и написать мини отчет.

За этот день было всего несколько звонков.
Самый первый звонок был от какого-то рекламного агентства. Которое сразу же предложило свои услуги по продвижению и рекламу в сети. Сопротивляться не стали и попросили сразу коммерческое. Посмотрим. Давно хотел побыть в облике компетентного и строгого заказчика. Таких звонков дальше было еще два.

Еще был один звонок с предложением о партнерстве. Я пока слабо разбираюсь в предмете продукции, но напарник сказал, что бы я обязательно переслал ему какие-то материалы (которые прислали мне) и что это очень хорошо. Так что делаю вывод: звонок был полезным.

Больше звонков не было. Дальше немного цифр и мои ожидания.

Сайт открылся месяц назад, что бы поисковики его начинали индексировать. В это время велись работы по наполнению каталога. Посещаемость составляла до 10 хостов в день, разумеется только прямого трафика. В середине февраля посещаемость подросла до 15, эти 5 хостов начали давать Гугл и Яндекс. Стоит заметить, что не было внешних ссылок.

Суммарно I.UA дал 569 посещений согласно данным из GoogleA, а вот сам I.UA зафиксировал только 463. Хотя я не знаю что они фиксируют переход или хосты. Из них 561 с главной и 8 из каталога. Очень сильно подскочил прямой трафик, до 60 посещений. Всего за день было 640 посещений.

Я ожидал, что конверсия в покупателя составит хотя бы 0,5%. Да, это совершенно не обоснованная цифра, но все же. Таким образом я рассчитывал получить: 640 * 0,5% = 3,2 ~ 3 покупателя. Ожидания не оправдались.

С другой стороны я получил некую другую полезную информацию.
До корзины дошло: 2,5%
До заказа дошло: 0,3%
Совершили заказ: 0%

За то в следующие дни (среда/четверг/пятница) мы получили несколько звонков. Посещаемость возросла относительно предыдущих периодов. Подрос немного поисковый трафик. Основным источником становится каталог I.UA.

Директ-майл в веб студиях и рекламных агентствах

Прочитал новость о том, что компании возвращаются к директ-майл. Прочитать ее можно тут. Поделиться хочу не статьей, а идеей, которая посетила меня в это великолепное пятничное утро после прочтения этой замечательной статьи.

Суть идеи.

Внедрить директ-маил в веб-студиях/рекламных агентствах, которые занимаются Интернетом. В принципе идею можно перенести и на другие сферы… Но вернемся к идее. Само внедрение директ-маил не так интересно Как то, что рассылать будем не открытки и прайсы, а небольшие брошюры.

Немного аналогии.

Моя вторая половинка регулярно получает такую штуку от какого-то интернет магазина одежды. Там публикуются новинки и актуальные сезонные товары. Самая большая прелесть заключается в том, что эта брошюра хранится, не где-то далеко, а рядом с ее ноутбуком, постоянно показывая на обложке большой логотип своего бренда. Скажу откровенно, я никогда не интересуюсь журналами со шмотками, но оно проело мне глаза на столько, что логотип этого бренда я моментом узнаю на баннерах в Сети. А когда кто-то спрашивает можно ли где-то заказать одежду в сети, я однозначно отвечаю что там и там.

Вернемся к веб-студиям и рекламным агентствам.

Распространение такой брошюры среди своих клиентов должно повысить лояльность к Вам и узнаваемость Вашей компании. Так же партнеры клиентов в офисе могут заметить брошюру и т.д.
Что бы Ваш директ-майл не казался обычным спамом предлагаю писать следующие:
- Общие новости Интернета, только не о социальных сетях и не о том, что Google разработает свою ОС. Лучше писать о том, что померили аудиторию УАнета. О том, что цены на медийную рекламу падают или растут. О том, что рынок рекламы в Интернете вырос, потому что потому. Грубо говоря, пишите о том, что будет реально интересно и полезно(!) Вашим клиентам. Если Яндекс запустил что-то со своими картами и Ваша студия может это реализовать на сайте клиента, то пишите об этом!
- Обязательно напишите какие-то аналитические и поучительные статьи. Например, стать о том как анализировать поисковый трафик, или как оценить рекламную компанию по типу CPC или что-то в этом роде.
- Так же стоит упомянуть о Ваших достижениях за это время. Наверняка Вы разработали сайт какой-то интересной/известной компании или просто проект интересный. Может Вы внедрили какие-то новшества в своей компании, что уменьшает стоимость работы или время работы, а может, повышает качество. Если у Вас изменились цены – напишите об этом, обоснуйте это. Ваши клиенты это не только заказчики, но и партнеры в неком роде. Придумали Вы какую-то акцию под Новый Год и о ней напишите.

Тонкости.

Размер такой брошюры может быть разный. Я предполагаю, что это будет на четыре листа А4: обложка 2 страницы и 6 страниц внутри. Печатать можно на тоненькой бумаге низкого качества. Хотя это уже личное дело рентабельности каждого.
Периодичность выпуска опять же разная. На мой взгляд, разумно сделать раз в квартал. Я связываю это с тем, что длительность одного проекта по созданию сайта в среднем около двух месяцев и квартал мне кажется вполне подходящим сроком для директ-майла такого вида.

Важное.

Обязательно учтите то, что такими брошюрами Вы повышаете общие знания Ваших клиентов и подталкиваете их к новым заказам. Важно то, что б Ваша студия могла выполнить эти работы. Перед публикацией лучше, что бы коллектив прочитал все это и одобрил.

Прогнозирование целевой аудитории сайта

Создавая сайт некой направленности всегда интересует вопрос: «а на какую аудиторию рассчитывать?». Маркетологи наверняка расскажут о многих, и возможно даже более правильных, методах прогнозирования целевой аудитории сайта, но тем не менее.

Чего делать:

  1. Формирование списка ближайших конкурентов, а если точнее, то просто сайтов с такой же целевой аудиторией как у Вас.
  2. Элемент «надежды». На этих сайтах должны быть установлены счетчики какой-либо системы, которая позволяет смотреть статистику за сегодня / 7дней / 30дней. Да, метод не 100%, но как показывает практика многие ставят подобные счетчики.
  3. В соответствующих системах ищутся нужные сайты и списывается их посещаемость. Лучше всего использовать статистику за 30 дней. Т.к. выбирая статистику за день, Вы рискуете попасть в «недельную сезонность». С другой стороны если анализируемый сайт переживает период бурного роста или спада, то Вы получите усредненный показатель за месяц. Это не очень страшно. Еще одна проблема может скрываться в случае, если аудиторию приводят на сайт с помощью мощной и не таргетированой рекламной компании, которая может захватывать достаточную часть не целевой аудитории.
  4. Итог: получив данные Вы можете примерно представить на что Вам равняться и куда стремиться в качестве первой контрольной точки.

Вкусности:

  1. Не все компании закрывают детальную статистику, потому Вы можете проанализировать источники трафика, ядро аудитории сайта и другие интересные моменты.
  2. Если на большинстве анализируемых сайтов стоят счетчики Бигмира и статистика этих сайтов открыта, то можно проделать интересный фокус с анализом пересечения аудиторий. Как-то интересовался туристическим направлением и проанализировал несколько сайтов. Пример в таблице:

Хостов: хосты за последние 30 дней.

Хиты: отношение хостов к хитам за последние 30 дней.

SE / SE *30 / SE%: кол-во переходов с поисковых систем, переходы за месяц, % трафика с поисковых систем.

1-9: таблица пересечения аудитории за 30 дней. Значение указывает на кол-во хостов.

Сумма: суммарное кол-во хостов, которыми делимся с другими ресурсами. Тут не обязательно, что это все разные хосты, возможно, что первый сайт делится с девятым аудиторией в 524 хоста, и из этих 524, 64-мя хостами делится с восьмым сайтом. Но мы этого не знаем, потому суммируем.

Хост минус сумма: разница между хостами за месяц и хостами, которыми делимся с другими ресурсами.

% – процент хостов, которыми мы делимся с другими ресурсами.

URL Хостов Хиты SE SE * 30 SE %
Сайт 1

15999

2,8

437

13110

82%

Сайт 2

14164

3

200

6000

42%

Сайт 3

9433

6,1

0

0

0%

Сайт 4

2860

3,4

67

2010

70%

Сайт 5

24141

2,6

311

9330

39%

Сайт 6

81490

3,5

2064

61920

76%

Сайт 7

31993

3,7

0

0

0%

Сайт 8

5181

8,4

118

3540

68%

Сайт 9

48880

2,1

0

0

0%

234141

3,96

63%

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Сумма Хост – Сумма

%

419

94

31

210

347

234

64

524

1923

14076

7%

419

72

21

185

237

163

36

167

1300

12864

6%

94

72

64

236

480

130

1076

8357

4%

31

21

64

127

194

190

76

14

717

2143

1%

210

185

236

127

836

1292

267

199

3352

20789

10%

347

237

480

194

836

1365

208

224

3891

77599

36%

234

163

190

1292

1365

395

3639

28354

13%

64

36

130

76

267

208

395

30

1206

3975

2%

524

167

14

199

224

30

1158

47722

22%

215879

В итоге мы видим, что максимальный ресурс по посещаемости это сайт 6, с 81 тыс. хостов. Возможно, к этому и стоит стремиться, но пересечение показало, что на ресурсы ходят разные люди (хосты). И суммарно аудитория, интересующаяся подобными вопросами, составляет порядка 215 тыс. Для тех, кто еще помнит, что речь идет о туристическом направлении, уточню. Речь идет о достаточно узком туристическом направлении, а не обо всем, что можно найти по запросу «горячая путевка»

Недавно слышал, что Яндекс.Директ делает какие-то прогнозы по поводу посещаемости, но пока туда не добрался. Так же можно прогнозировать аудиторию сайта используя анализ кол-ва запросов в поисковых системах.

Бизнес-план: Целевя аудитория или попытка сегментировать.

СегментированиеПродолжая писать бизнес-план, я добрался до раздела о целевой аудитории и попытался сегментировать.

Целевая аудитория (далее ЦА) согласно словорям Яndex’a – часть аудитории, объединенная общими демографическими характеристиками и культурными вкусами, на которую рассчитывают создатели товаров и услуг.

В этой статье я выделю основные характеристики ЦА и попробую сегментировать.
Характеристики целевой аудитории могут быть далеко не только демографическими [1]:

  • По географическому принципу – не буду использовать, т.к. география ограничена Киевом и, возможно, прилигающими районами.
  • По демографическому принципу
    • Возраст (лет)
    • Пол
    • Размер семьи (чел) – не рассматривается
    • Этапы жизненного цикла семьи – не рассматривается
    • Уровень доходов
    • Род занятий
    • Образование
    • Вероисповидание – не рассматривается
    • Расса – не рассматривается
    • Национальность – не рассматривается
  • По геодемографическому принципу – не рассматривается.
  • По псиграфическому принципу
    • общественный класс
    • образ жизни
    • тип личности [2]
  • По поведенческому принципу
    • стиль приобретения товаров – не рассматривается
    • искомые выгоды
    • статус пользователя
    • интенсивность потребления – не рассматривается
    • степень приверженности – не рассматривается
    • степень готовности к восприятию товара
    • отношению к товару

Остается один важный вопрос перед сегментированием: мы будем продавать ноутбуки или свой интернет-магазин?
Ноутбуки можно купить во многих off-line магазинах и во многих интернет-магазинах. Мы не производим ноутбуки и, по большому счету, нам нет разницы будут у нас покупать приимущественно ASUS или DELL. Пусть об этом думают производители, официальные представители и т.д.
Мы будем продавать свой интернет-магазин ноутбуков: наши цены, наши условия доставки, наше обслуживание и т.д – наши конкурентные преимущества.

Таки мы будем продавать наши конкурентные преимущества.

По разновидностям искомых выгод Демографические характеристики Психографические характеристики Поведенчиские характеристики
Экономия (низкие цены) люди с низким и средним уровнем доходов, мужчины люди ориентированные на ценность, не желающие переплачивать за что-то другое люди с плохим знанием товара, не знающие за что необходимо платить больше
Возможность проконсультироваться люди по роду занятий не связанные с IT неуверенные в себе люди, скептики потенциальные потребители, еще не до конца решившиеся сделать покупку или не определившиеся с моделью
Различные способы оплаты через Интернет молодежь активисты, инноваторы активные потребители
Предустановленное ПО, не входящее в стандартную поставку люди по роду занятий не связанные с IT, со средним и высоким уровнем доходов димократические личности активные потребители
Обслуживание: в случае поломки курьер заберет и доставит ноутбук в сервисный центр и потом назад роководители среднего/высшего звена активисты, инноваторы люди ценящие свое время
Бесплатная доставка в течении 5 дней люди с низким уровнем дохода консерваторы -
Платная (относительно не дорогая) доставка на следующий день люди со средним уровнем дохода демократические личности готовые идти на компромисы -
Платная (относительно дорогая ) срочная досавка люди с высоким уровнем доходы, бизнес-класс, элита экстраверты, импульсивные личности -

К данной статье конструктивные комментарии приветствуются как никогда.
1. Котлер, ISBN 5-8459-0088-3 (рус.)
2. http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?RSov:!ro,tuxyo

Бизнес-план: немного о конкурентах

Продолжая писать бизнес-план интренет-магазина ноутбуков, составил список прямых конкурентов.

Прямыми конкурентами решил назвать интернет-магазины торгующие только ноутбуками, или магазины у которых ноутбуки являются профилирующей продукцией.

Работая над списком конкурентов собрал немного дополнительной информации, которой хочу поделиться. Эта же информация послужила основой составления рейтинга для определения самых-самых конкурентистых конкурентов.

Нашел более 1200 действующих интернет-магазинов, в которых можно приобрести ноутбуки. По статистике получил, что каждый третий магазин находится в Киеве, что не удивительно.

В конечном итоге я получил список из 56 прямых конкурентов. Были отброшены магазины:

  • без прямых киевских номеров телефонов
  • c дизайнами за одну минуту
  • магазины где ноутбуки являются далеко не основным товаром

Получились следующие результаты:

Реклама интернет-магазина:
5% – рекламируются в Yandex.Директ
11% – рекламируются в Google.AdWords

Представлены в каталогах/маркетах:
28% – представлены в Yandex.Market
76% – представлены в Nadavi
74% – представлены в Price.ua
62% – представлены в hotline

SEO (google.com.ua и yandex.ua, дата 22.06.2008):
18 – попали в TOP-30 Yandex
17 – попали в TOP-20 Yandex
10 – попали в TOP-10 Yandex
22 – попали в TOP-30 Google
15 – попали в TOP-20 Google
10 – попали в TOP-10 Google

Сразу можно сделать вывод, что SEO будет стоить дорого.

Из всего списка 3 интернет-магазина имеют off-line тыл. Достаточно известные бренды в Киеве.

У 85% я смог найти ясную и внятную информацию о доставке.

  • 17% доставляют товары бесплатно
  • 30% доставляют товары по фиксированному тарифу
  • 53% доставляют товары за деньги, если сумма заказа не превышает:
    • минимальная сумма 150грн.
    • максимальная сумма 3000грн.
    • две усредненных суммы: 300грн. и 1000грн.

Так же у 84% представлены цены в гривнах, или имеется возможность выбрать валюту.

У 18% не смог найти фразу «оплата по безналу – да«.

32% принимают WebMoney. 100% берут гривны. Никто не заявил, что принимает оплату в USD или EURO.

Средний курс доллара составил 4.96грн. Курс указан только у 62.5%. Остальные представляют информацию в гривнах. Максимальный курс – 5,25грн. Минимальный курс – 4,70грн. Официальный курс на день снятия информации – 4,84грн.

Радует, что многие компании не задирают курс, а придерживаются рыночной стоимости и курса НБУ.

Информация о поставщиках, основных/оборотных фондах и т.д. не публикуюется по понятным причинам. Но для составления бизнес плана она является обязательной. Скажу честно, собрать подобную информацию в достаточном для меня объеме удалось только о 7 компаниях из 56. Так что это еще та задача. Правда, информация не была куплена.

В процессе сборки информации были отмечены некоторые достоинства и недостатки интернет-магазинов.

Бизнес-план – Описание рынка.

Продолжая писать бизнес-план, публикую третью заметку с описанием рынка. Согласно содержанию бизнес-плана, что я набросал с самого начала, описания рынка e-commerce и рынка ноутбуков должно быть отдельно. Сей час же я объединил эти пункты, т.к. оказывается не так уж и много информации можно найти, что бы сделать анализ рынка. А все готовые маркетинговые исследования стоят достаточных денег.

Оказывается то, о чем все постоянно пишут и говорят не так-то и легко найти в цифрах. В итоге я остановился на следующих источниках информации:

  1. Ассоциация предприятий информационных технологий Украины
  2. Госкомитет статистики Украины – http://www.ukrstat.gov.ua/
  3. Gemius Ukraine “Электронная коммерция в странах Центральной и Восточной Европы: Украина – бесплатная версия отчета”
  4. Сайт http://kontrakty.ua/
  5. Сайт http://itnews.com.ua/

Первую тройку рекомендую всем. Очень много полезной информации. А теперь о главном:

Рынок онлайн торговли показывает высокие темпы роста. По разным данным рост рынка Интернет-торговли в 2007г. составил 60-80% (объем до $250млн.). В 2008 ожидается рост 70-90% [4]. Это связано с увеличением пользователей сети на территории страны. Столица является лидером в Интернет-торговле, забирая себе от 60% до 80% всех продаж. В данный момент чисто online магазины имеют большую популярность, больше offline магазины с представительствами в Интернет [3]. Общее количество интернет магазинов составляет 3549 [согласно рейтингу bigmir.net]. Бум развития Интернет-торговли ожидается в 2009/2010гг.

Основными проблемами в Инетерент-торговле является страх перед оплатой товаров online. Большее число покупок оплачивается курьеру по факту доставки (62%). [3]

На Украинском рынке представлены следующие возможности оплаты товаров в Интернет-магазинах:

  • оплата наличными курьеру
  • оплата по безналу через кассу банка
  • оплата через WebMoney
  • оплата через шлюз Partmone.com платежными карточками Visa и Mastercard
  • оплата через терминалы IBOX (UkrBuy.com)
  • оплата через систему приема платежей INTERKASSA (Webmoney, Rupay, E-Gold, Ukrmoney, Liberty Reserve, Pecunix, Limonex и другие)

На рынке представлены следующие бренды:
Acer (22%), Apple, Asus, Dell, Fujitsu-Siemens, Hewlett Packard, LG, MSI, NEC, Panasonic, Samsung, Sony, Toshiba.

Ценовые сегменты рынка ноутбуков Украина

Рис.1. Диаграмма распределения долей ценовых сегментов ноутбуков в Украине за 2006-2007гг.

Распределения долей на рынке ноутбуков в Украине

Рис.2. Диаграмма распределения долей на рынке ноутбуков в Украине за первое полугодие 2007г.

Состояние покупательской готовности

Картинка - состояние покупательской готовности

Нашел интересную картинку по определению состоянию покупательской готовности.

Знания состояния своей ЦА помогут экономить на рекламе, а точнее увеличивать отдачу. В статье «Расчет рекламы в интернете» приведен расчет рекламной компании в Интернете. Как правило рекламные объявления типа PPC содержат название компании, товар/услуга с фразой «мы самые лучшие» и возможно цена или фраза «дешево». Такое объявление вызывает совершенно неопределенную ответную реакцию, что приводит к нецелесообразной растрате рекламного бюджета.

Как пример можно взять «кондиционеры» и ИМ, который торгует разными брендами и т.д. Вопрос об осведомленности никак не должен волновать продавца, т.к. производители уже об этом позаботились или позаботятся. Скорее всего, Вам необходимо рассказать именно о Вашем ИМ! Сделать это можно как через контекстную рекламу, так и через SMO. Где это выгоднее сделать решать Вам.

Знакомое название и знание о компании – это две большие разницы! Расскажите в объявлениях о Ваших конкурентных преимуществах: способы доставки, оплаты, постоянное наличие товара, низкие цены или система скидок, и т.д.

Если о Вашем магазине уже знают, то это совсем не означает, что купят именно у Вас. Расположить покупателя к себе с помощью рекламы можно, но Вы должны точно знать почему покупатель «не любит» Ваш ИМ. Возможны и другие варианты, кроме рекламы: корпоративный блог или же SMO. Ваша цель – это создать позитивное отношение.

Увы, но я могу назвать порядка пяти-шести компаний, к которым отношусь позитивно в плане покупки компьютерной техники, но предпочтение отдаю лишь трем. А как потребитель, я вообще не подарок. Перед покупкой захожу в магазины по несколько раз и рассматриваю товар. В стадию «убежденность» я попадаю лишь исключительно благодаря консультантам/менеджерам и т.д. Никакие рекламные объявления меня туда не заманят.

Самый последний шаг – совершение покупки! Если потенциальному покупателю, что-то мешает, то Вы обязаны помочь: кредиты, льготы, призы и т.д.

Все эти шаги весьма абстрактны и следует помнить о специфике товара. Так же перед каждым шагом проведите анализ ЦА. Постарайтесь, что бы Ваши шаги были обдуманными. Анализ ЦА очень много расскажет Вам и о Ваших недостатках, которые надо не прятать, а устранять.